Buririké ndiata lusina – ничего не существует без названия (пословица Конго).
На протяжении сотен лет люди пытались понять, что такое магия и как она работает. В ходе таких изысканий сформировались как минимум три метафорические группы для описания магии:
магия как некий технический метод, постулирующий, что чтобы она работала, необходимо знать единственно правильный порядок действий или ритуал и тогда результат будет получен автоматически;
магия как некая суперспособность, которой обладает небольшая категория людей;
магия как коммуникация. Тут на первое место выходит такая способность мага, как умение донести до противоположной стороны свою просьбу, чтобы она была выполнена надлежащим образом.
Если посмотреть на древние, сохранившиеся до нашего времени магические традиции или традиции, основанные на них, то можно заметить, что большинство из них относится именно к третьей группе. Не является исключением и Пало Монте.
Как указывает один из авторитетнейших Палеро и исследователь религии народности Банту Ральф Алписар:
«Для нас (Нгангулеро) всякое колдовство рассматривается как колдовство слова, это заклинания и благословения и проклятия.
Согласно космогонии Банту Мир был сотворен Нсамби через силу «Ндинга», означающую «Слово», и когда акт творения был окончен, данной силой были наделены Мпунгу, духи мертвых и люди.
Все Палеро убеждены, что слово и разум — это две силы, которые взаимосвязаны. Обе силы — это то, что обеспечивает власть. Существо, обладающее, обеими силами в большом количестве, всегда будет доминировать над теми существами, у которых они также есть, но в меньшем размере.
Любая человеческая мысль становится реальностью, как только она произносится. Это потому, что слово поддерживает ход сил и изменяет их, трансформирует, и, так как слово обладает такой силой, каждое слово является эффективным и имеет принудительный характер.
В Пало Монте Майомбе нет безобидных слов. Каждое слово имеет свои последствия, и, следовательно, слово делает существо, которое владеет им, ответственным за его использование.
Цель ритуального языка, состоит в том, чтобы установить прочную связь со сверхъестественным, чтобы умилостивить его, либо заслужить его помощь лестью, либо доминировать над ним с помощью силы слова».
При этом все же необходимо твердо понимать, что магию делает магией намерение мага. Обычный человек тоже может говорить слова и совершать действия, но они не обладают силой. Маг говорит те же слова и совершает те же действия, но для него это способ обратиться к невидимым силам. Он принадлежит к их миру, принимает его законы и в соответствии с этими законами просит (или требует) чего-то. Когда маг говорит, другая сторона понимает его и потому может ответить.
Автор статьи: Тата Нкиси Арриба Нтото
تعليقات